В этом году BBCG и Академия Ритейла вновь вернулись к тесному сотрудничеству с World Retail Congress. Итогом совместной работы стал выход двух российских сетей в состав финалистов World Retail Awards, выступления на этой центральной международной площадке Стефана Дюшарма, X5 Retail Group, Михаила Кучмента, Hoff, Максима Гришакова, Яндекс.Маркет, и Энрике Фернандеса, М.Видео. А также участие крупнейшей за последние годы делегации из России и СНГ.
CEO, Kingfisher, один из мировых лидеров DIY-ритейла
Вероника относительно недавно возглавила компанию, но уже успела серьезно ее перестроить. CEO Kingfisher отвечала на вопросы о трансформации ритейла.
Несколько ее тезисов:
Как изменится магазин? Сегодня мы работаем в двух направлениях и в будущем должны:
Аналитик, управляющий директор CPA, автор всемирно известного блога о ритейле.
Приведем несколько его Деборы:
САРА ДЭВИС
President, Loblaw Companies, крупнейшая канадская сеть супермаркетов
Эта компания — безусловный лидер канадского продовольственного рынка. Его доля составляет больше 30%. И это почти в 2 раз больше доли Walmart в Канаде. Кстати, вы видите ее на фото вместе с лидером российского ритейла — Стефаном Дюшармом. Тем не менее, поскольку Amazon уже очень активен в Канаде, Сара отвечала на вопросы о будущем компании в этом новом «амазоновском» мире.
Розничной сети более 100 лет, семейный бизнес. Сама Сара приняла пост президента компании меньше двух лет назад. И сегодня выстраивает компанию так, как понимают бизнес современные цифровые гиганты. Сара начала свой путь перемен с того, что свозила весть топ-менеджмент в Силиконовую долину на учебу.
Loblaw Companies сегодня являются по сути частью инфраструктуры всего потребительского рынка в Канаде. В составе бизнеса магазины, аптеки, заправки и сеть логистических центров по всей стране. Такая модель многое напоминает нам, не правда ли?
Сегодня коллеги делают ставку на то, чтобы быть достойным конкурентом Amazon в умении собирать и управлять Big Data. И понимают суть своих физических магазинов, аптек и заправок в первую очередь в этом! Одновременно выстраивают новую, опережающую Amazon инфраструктуру для доставки: это Click & Collect в домах и подъездах, на станциях и вокзалах.
Отмечу, что Сара один из самых ожидаемых гостей на бизнес-саммите Retail Business Russia, 13–14 сентября в Москве!
Co-founder & CEO Brandless
Было крайне интересно разобраться с этим феноменом в ритейле. Вот краткая суть:
Проект Brandless уникален. Ритейлу с почти миллиардным оборотом меньше года! Идея предложения покупателю ‒ «better everything for everyone» или все товаров СТМ и все по три рубля (по три доллара физически).
Но упаковка продуктов в тренде и очищена от привычных атрибутов бренда, логистика высушена, качество товаров пока высокое. Главный плюс ‒ в основе управления отношениями с покупателем мессианская концепция, развитие сообщества (паствы).
И, наконец, «главный ингредиент успеха: «трешка есть у каждого!».
Co-founder & CMO, BigBasket (India), крупнейший food и fresh онлайн-ритейлер в Индии
Компания уже хорошо известна в мире. Из выступления и общения с ее сооснователем и директором по маркетингу приведу несколько тезисов.
Индийская BigBasket сегодня‒ лидер рынка с долей около 30% онлайн-продажах grocery и fresh. Концепция интернет-магазина — это «все для кухни», включая household.
Два ключевых обещания покупателю: самый широкий ассортимент и доставка в день заказа, включая гарантию в 50% от стоимости заказа.
Вместе с тем, они штрафуют покупателя за отсутствие на месте в согласованное с ним время в размере 10% стоимости заказа. Тем самым показывают всю серьезность своих гарантий!
Логистика построена на разделении 3 различных цепочек поставок: это fresh, со своими центрами сбора продукции у местных фермеров, а также цепочка для своих PL и отдельно для остального ассортимента. В основе отношений с поставщиками фермерами премия в +8–9% к рынку, и оплата за товар сразу наличными :)
В итоге из 50 млн подключенных к интернету в Индии, более 5 млн жителей покупают онлайн. Доля онлайн продаж fresh уже превышает 7–8% в общем обороте (исключая, конечно натуральный товарооборот).
UK Director of Retail & Technology, Google
Как я уже упоминал, Google стал одним из ключевых спонсоров конгресса. На глобальном уровне коллеги видят свое развитие в самой плотной коллаборации с ритейлом. Саммит Retail Business Russia 13 и 14 сентября в Москве мы также готовим с их самым активным участием. Вот некоторые из тезисов Мадрида:
Главное, на чем сфокусирован Google, что уже сейчас даёт ритейлу и CPG:
Приведу примеры за последние несколько месяцев:
Founder & President, Stageberry, один из наиболее популярных авторов американского Forbes и признанный лидер мнения в индустрии
Наиболее точно математически описать коллапс можно так: число закрытий магазинов удваивается в США ежегодно, а число открытий растет на 30%.
Розничный бизнес на развилке. Так или иначе ритейл делает сегодня выбор между двумя направлениями: ставка на эффективность или на качество покупательского опыта. Скучный и медленный ритейл точно умирает.
Вот несколько идей, решений, которые обычно приводят сегодня розничный бизнес к успеху:
Говоря о дизайн-мышлении хочу порекомендовать новый курс Академии Ритейла «Оптимизация и перспективное планирование форматов и каналов продаж», который состоится 8-9 июня в МГИМО. Курс предназначен для директоров по маркетингу, директоров по развитию, руководителей аналитических служб и цифрового блока: IT и E-com.